Царевна Несмеяна сидела в своей башне и никогда-никогда не смеялась и не улыбалась. Никто не мог ее рассмешить, пока не появился "честный работник", который просто загляделся на царевну, упал в грязь и выглядел настолько комично, что она рассмеялась — и в результате получила жениха. Владимир Яковлевич Пропп, кстати, давно и вполне резонно предположил, что работник не просто смешно упал и забавно возился с мышью, жуком и сомом, а еще, скорее всего, непристойно обнажился. И вот эта грубая, неприличная картинка почему-то помогла обновлению жизни. Царевна Несмеяна вышла из замка на свободу, а работник превратился в писаного красавца и стал мужем царевны.

Вот оно — волшебное действие смеха, магического, непристойного, освобождающего и преображающего. С глубокой древности было понятно, что смех обладает великой силой. Именно поэтому вслед за великими греческими трагедиями в Афинах сразу же исполняли непристойные комедии, высмеивавшие "высокие" сюжеты. Именно поэтому в древнем Риме на похоронах мимы карикатурно изображали покойного. Именно поэтому шуты имели право говорить в лицо государю то, за что другие лишились бы головы, а юродивые появлялись на людях голыми и творили непристойности.

Доктор Фауст продал Мефистофелю душу, Петер Шлемиль лишился тени, а Тим Талер продал свой смех, и это оказалось не менее страшно, чем потеря души. "Если окружающему бл…ву и сопротивляться, то не с печальным лицом!" — сформулировал Oxxxymiron важнейшую мысль, которую я не устаю повторять сегодня.

Надо всем ли можно смеяться? Не знаю. История с Charlie Hebdo заставляет задуматься. Но эта же история лишний раз показывает, каким мощным оружием может быть смех, вызывающий острую ненависть тех, кто хочет вечно оставаться серьезным.

Вольтер был порождением того циничного и веселого французского поколения, которое считало возможным смеяться всегда и над всем чем угодно. Но он, впитав традиции этого "салонного" смеха, пошел куда дальше. Его смех — это не светские анекдоты. Его смех, карикатуры, странные фарсовые истории — это дорога к освобождению людей, утверждение свободной мысли.

И сегодня, когда жизнь явно стала совсем не смешной, когда фундаменталисты, традиционалисты, прогрессисты и всякие прочие -исты, а также диктаторы всех мастей хотят сделать нас невыносимо, убийственно серьезными, неплохо вспомнить человека, вечно смеявшегося над тем, что власть и общество считали святым. И тем самым прокладывавшего дорогу в будущее, и давшего возможность царевне Несмеяне выйти из заточения.

О вечном насмешнике Вольтере пойдет речь в новом выпуске "Уроков истории с Тамарой Эйдельман".

Вынуждены сообщить, что так называемое министерство юстиции РФ считает заслуженного учителя Российской Федерации Тамару Эйдельман иностранным агентом.

Тамара Эйдельман

t.me

! Орфография и стилистика автора сохранены