В какой-то момент на этой неделе новости показались более спокойными. 16 февраля нападения не произошло, Минобороны РФ заявило, что часть из 180 000 солдат на границе с Украиной будут выведены в места постоянной дислокации после учений. Рынки сигнализировали оптимизм. Однако разведывательные донесения быстро показали, что, хотя некоторые подразделения ушли, большинство продолжило подготовку к боевым действиям. Многие западные сотрудники служб безопасности обвинили Путина во лжи, увеличив объёмы предупреждений о российском вторжении. В своё время обвинивший Путина в том, что он убийца, Байден объявил, что в районе 20 февраля Россия совершит нападение на Украину.
Можно только гадать, прав Байден с 20 февраля или нет, но, что бы ни случилось, произойдёт война или не произойдёт, Путин уже нанёс ущерб своей стране, сконструировав войну в СМИ. В долгосрочном стратегическом смысле Путин уже терпит поражение.
Во-первых, Путин объединил своих врагов. Успешные боевые действия в Украине в 2014 году сошли Путину с рук. Запад не обратил должного внимания на произошедшее. Сейчас ситуация изменилась. Можно вспомнить, как в 2019 году молодой французский президент объявил, что НАТО скончалось. Однако Путин сумел объединить альянс ненавистью к себе. Даже держащиеся в стороне Швеция и Финляндия допустили возможность присоединения к НАТО. Важнейший союзник Путина в НАТО — Германия — признала, что "Северный поток — 2" оказался ошибкой и может иметь очень плохие последствия. Украина стала ещё более цельной и устремлённой на Запад. Прозвучали заверения, что Украина не собирается вступать в НАТО, но это не большое достижение, потому что вхождение Украины в состав альянса всегда было отдалённой перспективой. При этом в последние месяцы Украина получила беспрецедентную дипломатическую и военную поддержку Запада. Только за январь Украина получила огромное количество самого современного западного вооружения. И поддержка Украины, родившаяся под угрозой вторжения, теперь не исчезнет так просто.
Можно считать успехом Путина, что он включил в повестку дня вопросы безопасности Европы — обсуждение ракетных вооружений и проведения военных учений. Однако такие переговоры были важны для всех, и действия Путина здесь принесли пользу всем.
Главное поражение Путина происходит в России. Десять лет он строил экономику-крепость, увеличивая резервы и сокращая долю в долларах. Путин сокращал зависимость страны от иностранного капитала и пытался развивать технологии в России. Также Путин вовсю заигрывал с Китаем в надежде найти альтернативного покупателя нефти и газа, которые по сей день остаются главным источником иностранной валюты. Эти действия уменьшили возможности западных санкций, но не устранили угрозу. ЕС по-прежнему составляет 27% российского экспорта, в то время как Китай — вдвое меньше. Новые газопроводы с Китаем не обеспечат и пятую часть того, что сейчас идёт в Европу. Технологические ограничения, аналогичные тому, что США сделали с Huawei, приведут к критичным проблемам у российского технологического сектора. Не стоит испытывать и иллюзии от союза с Китаем, в котором Россия обречена на роль младшего партнёра циничного сицзиньпинского режима, занимающегося геноцидом мусульман у себя дома. Последствия западных санкций будут иметь тяжёлую цену внутри российского общества. Путин попадёт в ещё большую зависимость от силовиков, которые видят в Западе и демократии угрозу своей способности контролировать Родину. Либеральные капиталисты и технократы окончательно уйдут из России. В обществе повысятся оппозиционные настроения, которые будут жестоко подавляться силовиками.
Репутационные потери России на международной арене стали критичны — Россия Путина стала страной, которая может вести крупномасштабную агрессивную войну против государств. Как подтвердят многие украинцы, грузины, чеченцы и сирийцы — Путин не пацифист. Он уже сосредоточил рядом с Украиной группировку, приближающуюся по размерам к контингенту, который в 2003 году сконцентрировали вокруг Ирака Соединённые Штаты. Технологичность не та, но численный состав сопоставим.
На протяжении большей части пребывания Путина у власти никто не думал, что он всё же решится на крупномасштабную войну с иностранной державой. Аннексия Крыма в 2014 году оказалась удивительно бескровной, война в Сирии тоже прошла с минимальными потерями даже в сравнении с тем, как вели боевые действия на Ближнем Востоке США. Однако в этом и прошлом году Путин явно нацелился на крупномасштабную войну, недооценивая решимость имеющих богатую партизанскую историю украинских националистов и слабо понимая потенциальное количество жертв среди своего личного состава. Это пугает многих в российском обществе и даже в российской элите. Низы трясутся за жизни своих мальчиков, верхи — за свои деньги.
В предыдущие десятилетия война с Западом считалась маловероятной. Страна хорошо помнила последствия Второй Мировой. В постсоветское время населению стало вообще не до войны, и россияне стали ещё больше склоняться к западному образу жизни. В 90-е демократические реформы проводились во имя рыночной экономики и ради сближения с Западом. Пришедший в 2000 году после уставшего предшественника Путин первое время считался гарантом потребительства и союза с Западом, пользуясь поддержкой как российского среднего класса, так и западных лидеров. Однако начавшаяся с конца 2000-х годов конфронтация с Западом стала центральной идеей в мировоззрении Путина и его режима. Бросив вызов Западу в 2007 году на Мюнхенской конференции, уже через год Путин вероломно напал на Грузию, откинув свою страну на десятилетия назад.
Но, несмотря на 15 лет агрессии путинской России, действия правительства никогда не были проблемой для российского народа. В стране продолжал формироваться средний класс, который продолжал пользоваться завоеваниями 90-х — люди путешествовали за границу и вывозили огромное количество денег на Запад, покупая баснословно дорогую роскошь на заработанные в России средства. Перспективы будущего после кровавой бойни в Украине пугающие для многих в России. Бизнесмены и чиновники уже начинают бояться последствий действий Путина, слабо представляя границу, на которой закончатся последствия западных санкций. Запад уже объявил о том, что исчезнуть могут даже смартфоны.
До последнего времени российская элита считала невозможной большую войну, которая может лишить западных благ. Однако последние события заставили нервничать всех. В российском обществе хватает профессионалов-технократов, которые, несмотря на выдающуюся коррупцию и погоню за прибылями, смогли модернизировать и оцифровать финансовую систему, обновить и модернизировать города. И эти люди всё больше боятся и ищут пути отступления. Участвовать в распределении ренты, ворча на кухнях на режим, стало уже не настолько разумно и выгодно, как совсем недавно. Испытывают беспокойство и высокопоставленные чиновники и соратники Путина, которые заработали в России огромные состояния и разместили их в швейцарских и лондонских банках. Сегодняшняя риторика в адрес Путина теряющей своё мировое значение Великобритании демонстрирует, что вкладываться в эту страну было не лучшей идеей для путинских клептократов.
Подтверждаемая западными лидерами и СМИ готовность Путина пролить кровь украинцев представляет угрозу уже не только для Украины. Российское общество боится не многим меньше украинского. Малопопулярные силовики продолжают усиливаться. Угрожая серьёзными наказаниями, Запад послал мощный сигнал российской элите. Поставленное на грань войны, российское общество больше не сможет избежать ответственности, как когда сбило пассажирский самолёт над Украиной, избивало школьников на митингах или производило манипуляции над трусами главного лидера российской оппозиции Алексея Навального. Теперь, когда прольётся новая кровь, все россияне столкнутся с последствиями молчаливой поддержки режима.
Ситуация у Путина дома ощутимо усугубляется. Россия, как и многие другие государства, уже долгие годы сталкивается с нехваткой как квалифицированной, так и неквалифицированной рабочей силы. Всё большее количество молодёжи хочет эмигрировать из страны. Антимосковские настроения усиливаются. Многим не нравится вероятность попадания в ещё большую зависимость от Китая. Путин не решает эти проблемы. Он не может обратить вспять утечку мозгов или удовлетворить требования молодёжи. Вместо этого он предпочитает геополитическое позёрство. Путин вместо того, чтобы решать проблемы, предпочитает лезть в военные игрища за пределами страны. Путин предпочитает забивать общество страхом, а не работой над общими интересами.
Большая часть России не видит никакой пользы для себя от происходящего. Многие россияне не хотят ни войны, ни государства, которое предполагает войну. Мнящий себя великим геополитическим гроссмейстером Путин загнал себя в ситуацию цугцванга.