В последний день лета Соединенные Штаты объявили о закрытии Генерального консульства России в Сан-Франциско, а также двух российских торговых представительств – в Вашингтоне и Нью-Йорке. В государственном департаменте США заявили, что решение принято "на принципах паритета" в ответ на ограничение числа сотрудников американской дипмиссии в России.

Комментируя это решение, представитель Госдепартамента Хезер Нойерт отметила, что власти США не собираются высылать российских дипломатов из страны. Кроме того, Россия сохранит за собой занимаемые здания, но не сможет использовать их для дипмиссий. Тем не менее, реакция российской стороны была довольно резкой.

Так, официальный представитель МИД России Мария Захарова назвала решение американских властей "беспрецедентными мерами по ограничению деятельности российских дипломатических и консульских представительств в США". Российское консульство в Сан-Франциско в заявлении, опубликованном на официальной странице ведомства в соцсетях, также назвало решение американских властей "недружественным шагом".

При этом некоторые американские эксперты считают, что ответ Вашингтона несоразмерно мал в сравнении с действиями Москвы. Так, бывший старший сотрудник ЦРУ с почти 30-летним опытом работы в разведке Джон Сайфер заявил в интервью американскому изданию ForumDaily, что у России "в четыре или пять раз больше офицеров разведки в США, чем у нас в Москве".

"Когда обе стороны отбрасывают то же самое количество человек, у нас остается гораздо меньше возможностей в России, чем у них в Америке. Кроме того, ФСБ намного жестче и невыносимее для наших дипломатов в Москве, чем ФБР здесь… Мы изгнали 35 шпионов, а Россия, в свою очередь, выслала 755 человек. Мы закрыли пару зданий, но позволили остаться в стране их сотрудникам, а затем приняли требование России о "паритете". Для нас это серьезное поражение", – уверен бывший разведчик.

Тем не менее, российские официальные ведомства и СМИ явно не рассматривают случившееся как свою победу, и гневно требуют реванша. Разгоряченные продолжающимися истеричными комментариями российского МИДа, российские медиа наперебой предлагают свои варианты "расправы" над американцами. Самым популярным предложением на этом фоне стала инициатива закрытия Генконсульства США в Екатеринбургеактивно продвигаемая организациями вроде "Антимайдана":

"Вот он – лучший ответ на американский дипломатический беспредел. Генконсульство США в "городе "Ельцин-центра" является рассадником либеральной, прозападной, антигосударственной заразы – его закрытие серьезно оздоровило бы атмосферу в регионе и в стране в целом. Именно таких "зеркальных санкций" ждет народ от власти, и именно на такие весомые шаги власть, увы, пока не может решиться. Пока нам остается лишь удивляться решимости лидера маленькой Северной Кореи Ким Чен Ына, который, даже будучи загнанным в угол американскими атомными бомбардировщиками и авианосцами, под давлением всевозможных санкций продолжает шлифовать ядерную дубинку, чтобы было чем ответить на готовящуюся военную агрессию США и сателлитов", – завершают авторы свой призыв.

Оставляя в стороне неприкрытое восхищение российских "борцов с Майданом" северокорейским лидером, угрожающим миру ядерной войной, обратимся собственно к американскому диппредставительству. Генеральное консульство США в Екатеринбурге существует с 1994 года, и обслуживает 11 субъектов РФ. Однако из 23 лет своего существования на Урале как минимум последние три года оно является объектом жесточайшей травли со стороны местных "блогеров в штатском", СМИ и всевозможных "патриотических организаций".

Началом этой печальной традиции можно назвать октябрь 2014 года, когда в прессе появились статьи под громкими заголовками вроде "резидентуру США вскрыли изнутри благодаря внедрению крота". "Кротом" авторы ласково именовали гражданского активиста Степана Черногубова, которого серьезно избили за экологическую деятельность, а именно, за организацию акций против ядовитых выбросов с промышленного предприятия "Русский хром". После инцидента бывший на тот момент вице-консулом США Джон Рутерфорд предложил пострадавшему правозащитнику помощь в лечении и стажировку за границей. Однако, как выяснилось впоследствии, Черногубов так боялся возбуждения против него уголовного дела за свою прежнюю весьма радикальную активность, что "сдал" ФСБ все содержание бесед с американцами.

В результате после скандала все желающие смогли удостовериться, что за правозащитную деятельность в России обычно бьют, предприятия травят население ядовитыми выбросами, а американцы проводят порой стажировки для правозащитников (о которых, впрочем, любой желающий может прочитать в интернете без организации столь позорных саморазоблачений). Однако на этом травля иностранных дипломатов не закончилась. Отныне каждый шаг генерального консула США и его помощников порождал ворох клеветнических публикаций и истерических воззваний. В сети стала появляться то предварительная информация о частных встречах дипломатов с политологами и бизнесменами, то фотографии с этих самых встреч, а то и вовсе видеозаписи личных разговоров.

При этом в виде "подрывной деятельности ЦРУ" преподносятся встречи дипломатов с местными политиками и политологами, то есть с лицами, для которых взаимодействие с иностранцами является естественной рабочей необходимостью. "Разоблачением шпионской сети" "активисты" назвали даже встречи консула с мэром того самого города, где имеет несчастье находиться его консульство.

Настоящая травля была развернута также в отношении приезжавших в Екатеринбург дипломатов из Москвы. Так, в конце декабря 2015 года в екатеринбургском отеле "Хаятт" толпа гопников, называющих себя "журналистами", в прямом смысле слова напала на помощницу Виктории Нуланд Кейтлин Кавалек, генконсула США в столице Урала Маркуса Микели и других дипломатов, пришедших на встречу с представителями бизнеса. Организаторы травли сами признавались, что, цитирую, "бегали по коридорам с непонятным американцам криком "Леопольд, выходи", врывались в номера и даже набросились на дипломатов в лифте, попросту выжив их из отеля.

То, как в такой ситуации выглядит сама Россия, а также факт, что развитие торговых и бизнес-отношений с США является прямой служебной обязанностью и одной из важнейших целей существования консульства, а подобные отношения жизненно важны в первую очередь для экономики Свердловской области, даже не приходило в голову этой так называемой "прессе".

При этом уральские спецслужбы, по-видимому, активно помогают местной шпане в издевательствах над дипломатами. Так, в конце ноября 2015 года в сеть была выложена аудиозапись закрытой встречи пресс-секретаря Посольства США в Москве Уильяма Стивенса с общественностью Екатеринбурга. Официально никакой прессы на встрече не присутствовало, и потому об источниках получения видеозаписи можно только догадываться. То же самое можно сказать и о видеозаписи со встречи Маркуса Микели и уральских политологов, имевшей место в середине декабря 2015 года.

2016 год тоже начался с травли – на этот раз представителя Госдепартамента США Линн Трейси, проводившей плановые встречи с политиками и промышленниками региона. Следующим "подрывным мероприятием" уральские ура-патриоты назвали проводимую для школьников выставку российских художников, эмигрировавших в США. Этот список можно было бы продолжать до бесконечности, но, как мы видим, преследование иностранцев осуществляется за вполне естественную деятельность, а именно, проведение культурных мероприятий и бизнес-встреч, то есть той самой работы, которую должны проводить консульства всех стран по всему миру.

А теперь приведем несколько примеров, наглядно иллюстрирующих разницу между поведением американских диппредставительств и отдельных иностранцев в России – и деятельностью Москвы и аффилированных с ней организаций в США.

Так, примерно полгода назад в газете "Коммерсант" статья с весьма откровенным заголовком: "Российская диаспора в США получила спецзадание". Материал начинался еще более шокирующим признанием:

"Вчера представители российской диаспоры в США отчитались в Общественной палате РФ о том, как они занимаются продвижением русского языка, истории и культуры “в условиях санкционной войны”. Организации соотечественников, получающие гранты от Россотрудничества, рассказали, что считают себя частью российской стратегии “мягкой силы”".

Отчитывались российские "санкционные вояки" лично перед главой комиссии по развитию общественной дипломатии и поддержке соотечественников Еленой Суторминой, которая с обезоруживающей искренностью заявила: "Сейчас достаточно сложное отношение, идет санкционная война. Вы находитесь на прямом рубеже".

В штате Вашингтон члены Русско-американской молодежной ассоциации" ("Russian-American Youth Association") стали известны тем, что угрожали украинским активистам терактами на их исторической родине (которые затем в действительности имели место). Также они активно занимались распространением российской пропаганды, поддерживали донбасских боевиков и привлекали в свои ряды не только детей эмигрантов, но и коренную американскую молодежь.

Наконец, в конце прошлого месяца в одном из эмигрантских изданий Калифорнии была опубликована большая статья, рассказывающая о созданных на территории США с подачи Москвы российских ура-патриотических военизированных отрядах, в которых юные "казаки" учатся стрельбе, боевым искусствам и прославляют российскую армию под руководством отставных военных и ветеранов русских спецслужб. Как справедливо отмечает автор статьи, трудно представить, "чтобы под прикрытием американских посольств в российских школах и протестантских церквях организовывались ячейки американского спецназа или хотя бы клубы полувоеннизированных бойскаутов".

Однако, несмотря на вопиющую разницу методов и целей деятельности, пропаганда делает свое дело весьма эффективно, и большинство россиян искренне уверены, что консульства США представляют собой некое вселенское зло, тогда как российские "дипломаты" ведут себя за рубежом исключительно как ангелы. Будет ли консульство в Екатеринбурге действительно закрыто, пока неизвестно, Мария Захарова уже угрожала американским представительствам "проведением инспекций" по аналогии с закрытым консульством в Сан-Франциско. Очевидно, в силу нехватки образования представитель МИДа не способна увидеть разницу между действующим консульским учреждением и зданием, которое уже несколько дней не является таковым.

Ксения Кириллова

afterempire.info

! Орфография и стилистика автора сохранены